Разделы





















  - Active TechnologiesProfessional hosting





Правовая основа и критерии понятия семейного неблагополучия

Семья и учреждение образования – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Признание приоритета семейного воспитания требует и иных отношений семьи и учреждения образования, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.

Современная семья, родители, воспитывающие детей, испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на их заинтересованность и активность в воспитании детей. Эти проблемы приводят к тому, что одна часть родителей чувствует себя неуверенно в роли воспитателей своих собственных детей, теряет интерес к особенностям их развития, неохотно идет на контакт с педагогами.

Другая часть родителей не осознает этих проблем вообще или не понимает значения последствий своего влияния и влияния семьи на ребенка. И даже среди тех, кто эти проблемы видит, только немногие из них готовы участвовать в их решении. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи.

Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В семье укрепляют его здоровье, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина.

Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где нелады родителей между собой отрицательно влияют на развитие личности ребенка, нарушают его права, лишают защиты. Такие семьи, в большинстве своем, не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Особое внимание следует уделять семьям воспитанников (учащихся), находящимся в социально опасном положении.

            В такой ситуации ближе всего к детям, к проблемам их воспитания находятся педагоги учреждений образования, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, в преодолении ошибок их семейного воспитания, в повышении степени участия родителей в воспитании своих детей, в сохранении биологической семьи для ребенка.

Организация работы любого учреждения образования с семьей связана, прежде всего, с изучением и анализом законодательных, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений образования по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

1.Конвенция ООН о правах ребенка.

2.Конституция Республики Беларусь.

3.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.

4.Жилищный кодекс Республики Беларусь.

5.Уголовный кодекс Республики Беларусь.

6.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

7.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

8.Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

9.Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г.№ 2570-XII «О правах ребенка» (в редакции Закона от 25.10.2000 г. № 440-З; Изменения и дополнения: Закон от 3.05.1996 г. № 440-XIII, Закон от 25.10.2000 г. № 440-З, Закон от 05.07.2004 г. № 298-З, Закон от 08.07.2008 г. №365-З).

10. Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

11. Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 г. №73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

12. Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 г. №315-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях».

13. Закон Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 376-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Основные понятия,

используемые в работе педагогов СППС

учреждений образования с семьей

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З)

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

-воспитываются в семье, где родители или иные законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

-вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;

-являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

-пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

-оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

(Инструкция «О порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. №47, (в редакции Постановления Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 г. № 30, с изменениями и дополнениями от 14.07.2009 № 48, от 25.07.2011г.       № 117)(далее Инструкция).

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении, а также семья, где родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. №200-З, который дополнен статьей 301 «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища»)

К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся:

-дети-сироты;

-дети, оставшиеся без попечения родителей;

-несовершеннолетние, признанные КДН или органом опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.(Инструкция).

Критерии и показатели социально опасного положения 

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего

Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)
Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома
Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер

2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами

Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм
Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку
Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение
Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)

Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.)
Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)

5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия

Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)
Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего
Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты

6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации

Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера
Социальная изоляция несовершеннолетнего
Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов
Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых
Отрицательное влияние сверстников, взрослых
Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания